Самое частое определение Валенсии и валенсийцев, которое можно услышать из уст остальных жителей Испании, - это “el Levante feliz” - "Счастливые жители Востока". В этой похвале легко различить нотки зависти, которую вызывают жители Валенсийского Сообщества, благодаря своему оптимизму и умению противостоять любым невзгодам.
Валенсийцы всегда пользовались славой самых весёлых и праздных жителей Испании, что иногда получало неправильную трактовку и ставилось в один синонимический ряд с безответственностью. Однако, пожалуй, никому так не подходит русская поговорка "Делу время, потехе час", как жителям Валенсийского Сообщества.
Одним из самых знаменитых представителей испанского художественного мира, так тонко передавшего яркость и пестроту, а одновременно и сложность валенсийской жизни, является валенсиец Хоакин Соройя (Joaquín Sorolla), запечатлевший на своих шедевральных картинах всё разнообразие красок и эмоций, царящих здесь. Его картины - это словно энциклопедия валенсийской жизни, валенсийского характера,которые не теряют своей актуальности по сей день. В своё время Соройю очень критиковали за серию картин, носящих явные пессимистические оттенки, которыми он, по мнению критиков "затуманил ум молодого поколения". Одним из центральных произведений этой серии является "Лачуга" (La barraca), передающая трагедию валенсийского бедняцкого быта, однако, если рассматривать её в контексте другого творения Соройи - La alegría de la huerta, искрящегося счастьем от созерцания сада, то это буйство красок воспринимается совсем по-другому, от этого радость и оптимизм, которые сохраняют валенсийцы, становятся практически подвигом, который и воспевает художник. Конечно, это восхищение от нахождения в валенсийском саду или огороде, с течением времени и ускоренным ростом Валенсии, занимает всё меньшее места в сердцах валенсийцев, всё больше отдающих предпочтение урбанистическому пейзажу. Особенно эти настроения заметны на полотне "Огромный кампус Политехнического университета" (Enorme campus de la Politécnica), на котором этот продукт урбанизации и развития культуры выполняет роль фона, чтобы подчеркнуть значимость тысячелетней работы Водного трибунала (Tribunal de las Aguas).
Либеральная и толерантная Валенсия, ставшая основными воротами Средиземноморья западной Испании (Мediterráneo), совсем не похожа на тот небольшой городок, вдали от морского побережья, основанный римлянами десятки сотен лет назад. Теперь Валенсия значительно ближе к морю и обзавелась собственным портом и восхитительными пляжами. Однако в древности Валенсия была местом пересечения множества цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в характере валенсийцев. И это не чёрточки напыщенного тщеславия победителей, одолевших и прогнавших мавров со своей территории, сколько удивительная культура отваги и преданности своей земле, которые поражают и вызывают восхищение жителями этого удивительного города. Туристы со всех уголков земли стекаются сюда, привлечённые историей Валенсии и отвагой её обитателей, которые иногда оказываются слишком доверчивыми, чем легко пытаются воспользоваться окружающие в настойчивых попытках овладеть тем, что им не принадлежит. С каждым днём Валенсия становится всё более современным городом, тремительно наращивая темп жизни. Однако ей удаётся не потерять голову в этом жутком водовороте событий, присущих представительным мегаполисам, и оставаться всё той же Валенсией, с запахом мандариновых деревьев и тенистыми садами, в которых можно укрыться от городского шума и суеты.
Некоторые ученые, рассуждая о загадке валенсийского характера, всё чаще употребляют термин "менинтофизм" - это удивительная способность человеческого разума преуменьшать значение тех или иных событий или вещей путём их игнорирования. На этом и зиждется характерная черта валенсийцев, подчеркивающих свою толерантность и уважение ко всем, кто посещает Валенсию.
Известный учёный Рохас Маркос (Rojas Marcos), профессор психиатрии, практикующий в "столице мира" Нью-Йорке, объединяющем в себе выходцев почти их всех уголков мира, является специалистом по человеческому самосознанию. После своего визита в Валенсию, он определил её жителей как "переносчиков положительных эмоций", хотя сами валенсийцы этим редко хвастаются.