Тренкадис – техника «разбитой» мозаики - особый стиль, характерный для архитектуры каталонского и валенсийского модернизма.
Название декоративной техники «тренкадис» уже давно вышло за пределы Средиземноморья, где и был рождён этот необычный стиль отделки. Сама этимология слова «trencadis», что в переводе с каталанского и валенсийского языков обозначает «разбитый», «сломанный», совершенным образом выражает всю сущность данного стиля, в основе которого лежит техника разбитой мозаики, составленной из сотен и тысяч фрагментов керамической плитки или стекла.
Самым известным в мире архитектором, активно применявшим стиль «тренкадис», является каталонец Антонио Гауди (Antonio Gaudí), создавший множество шедевров, таких как Искупительный храм Святого Семейства (Templo Expiatorio de la Sagrada Familia), парк Гуэль (Parque Güell) и др. Многие декоративные элементы этих выдающихся произведений выполнены именно в стиле «тренкадис».
И нет ничего удивительного в том, что и в Валенсии мы можем найти образцы архитектуры, выполненные с применением техники «тренкадис», ведь Каталония и Валенсия близки друг другу не только географически, но и культурно. В этой статье мы расскажем вам о 5 самых выдающихся валенсийских шедеврах архитектуры, выполненных в стиле «тренкадис».
Город искусств и наук в Валенсии. Сине-белый тренкадис
Знаменитый архитектурный комплекс Город искусств и наук работы Сантьяго Калатравы, состоящий из 5 зданий, блестит и переливается на солнце, благодаря сотням тысяч осколков керамической плитки, которыми декорированы не только сами здания, но и искусственные озера, и даже вытяжки! Превалирующим цветом здесь, без сомнения, является ослепляющий белый, в котором выполнены Дворец искусств имени Королевы Софии и Музей наук имени Принца Фелипе. А противоположностью ему по задумке Калатравы выступает синий, которым декорирован сад «Умбракле» (летом превращающийся в огромную дискотеку) и здание «Агора», служащее для проведения спортивных турниров и других массовых мероприятий.
Эти два цвета – синий и белый – олицетворяют собой слияние двух стихий – моря и неба, облаков и морской пены, создавая невероятное сочетание, которое делает Город искусств и наук в Валенсии особым и единственным в мире.
Рынок Колон в Валенсии. Разноцветный тренкадис
Ошибочно полагать, что «тренкадис» бывает только однотонным, и рынок Колон в Валенсии – лучшее тому подтверждение. Его неповторимый кирпичный фасад украшен элементами из битой керамики зелёного, жёлтого и оранжевого цвета – самыми типичными и характерными для валенсийской земли, ведь именно такие оттенки превалируют в садах и огородах Валенсии, красоту которых и стремился передать главный архитектор рынка Колон, Франсиско Мора Беренгер (Francisco Mora Berenguer), в 1914 году воздвигший этот невероятный шедевр в стиле модернизма. Франсиско Мора был выпускником Барселонской школы архитектуры и одним из друзей Антонио Гауди, чем и объясняется его страсть к стилю «тренкадис».
Здесь, помимо типичных для валенсийской земли фруктов и овощей, мы можем найти и характерных для Валенсии персонажей – фальеру, крестьянина, что сближает этот архитектурный шедевр с простыми людьми.
Северный вокзал. Керамика и древесина
Северный вокзал Валенсии (Estación del Norte) предоставляет своим пассажирам возможность купить билет на поезд в уникальном кассовом зале, декорированным в стиле «тренкадис». Оказываясь в вестибюле вокзала, вы увидите маленькие окошки, отделанные резьбой по древесине, а также огромные мозаичные панно, изображающие типичные для пригорода Валенсии сцены – рыбацкие лачуги и лодки, ловлю рыбы и совершенно потрясающих валенсийских женщин в праздничных нарядах. Здесь все продумано до последней детали, даже маленькие таблички, желающие счастливого пути на разных языках мира, выполненные также из битой мозаики.
Автор этого шедевра – Деметрио Рибес Марсо (Demetrio Ribes Marco) – один из самых влиятельных архитекторов начала ХХ века, который также состоял в тесном контакте с Барселонской школой архитектуры.
Станция метро «Аламеда». Безупречный белый тренкадис
Дизайн станции метро «Аламеда» (Alameda) в Валенсии также принадлежит Сантьяго Калатраве, что сразу же узнаётся по уже знакомой нам манере декорирования – осколками белой керамической плитки. Главный вход, пол, стены и небольшие столбы, находящиеся в центре перрона, - все они декорированы в стиле «тренкадис», что делат станцию «Аламеда» самой красивой в метро Валенсии. Несмотря на то, что станция «Аламеда» в Валенсии была открыта в мае 1995 года, она до сих пор впечатляет невероятными переливами ярко-белых керамических элементов всех, кто туда ступает.
«Дом из битой мозаики», Бенимаклет
Этот дом, некогда принадлежавший Хосе Санмартину Сарсо (José Sanmartín Zarzo), является настоящим украшением валенсийского района Бенимаклет (Benimaclet) и всей Валенсии в целом. Построенный в начале ХХ века, он стал настоящей звездой, «снявшись» в картине знаменитого испанского кинорежиссёра Педро Альмодовара (Pedro Almodóvar) «Дурное воспитание» (La Mala Educación).
Сейчас в «Доме из битой мозаики», как зовут его в народе, располагается небольшой бар, где можно попробовать разнообразные тапас и вкусно перекусить, однако намного больше удовольствия доставляет пребывание на террасе этого бара, откуда можно полюбоваться завораживающим взгляд фасадом.
Copyright © Авторская статья валенсийского информационно-туристического агентства ILOVEVALENCIA.RU