Жители города Шатива (Xàtiva) в провинции Валенсия «наказали» короля Филиппа V, повесив его портрет вверх ногами. Но в чём провинился испанский монарх?
Городок Шатива (Xàtiva), что всего в получасе еды от Валенсии, кроме своей потрясающе красивой средневековой крепости, знаменит и ещё одной курьёзной достопримечательностью, отражающей в полной мере задорный валенсийский характер. Если вы посетите местный Музей изящных искусств (Museu de l'Almodí de Xàtiva), то среди сотен шедевров живописи и скульптуры вы найдёте весьма странный портрет испанского короля Филиппа V.
На первый взгляд, чем может быть так знаменит вполне заурядный по исполнительскому мастерству портрет испанского монарха XVIII века? Но весь курьёз в том, что он висит вверх ногами, в самом буквальном смысле слова. Нет, это не чья-то злая шутка или розыгрыш, и даже не недосмотр музейных работников – портрет выставляется перед посетителями всегда в таком виде – вверх тормашками, превратившись в один из символов города Шатива. Но кто посмел так надругаться над портретом монаршей особы и за что?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны совершить путешествие в прошлое, в начало XVIII века, когда в Королевстве шла кровопролитная Война за испанское наследство (1701-1714). В то время право за правление Испанией делили между собой два короля – представитель династии Бурбонов – Филипп V и Карлос Австрийский. После решающей битвы при валенсийском городе Альманса (Almansa), 25 апреля 1707 года, разгромленное войско австрийского короля бежало в Шативу, где местные жители предоставили им кров и помощь. Таким образом, небольшой город Шатива стал центром сопротивления династии Бурбонов, пытавшейся захватить власть в Испании.
Спустя несколько недель ожидания, Филипп V со своими войсками начал осаду Шативы, пока 2 июня 1707 года город не пал под натиском. Лишь небольшому числу горожан удалось укрыться в средневековой крепости в качестве последнего оплота, но и она вскоре сдалась на милость Филиппа V.
Битва при городе Альманса стала ключевой для дальнейшей истории валенсийской земли, которая привела к последующему падению Валенсийского Королевства и установлению здесь центральной власти испанского короля. Стоит упомянуть, что до этого момента Валенсийское Королевство было совершенно автономно, в соответствие со средневековым кодексом (los Furs), дарованным валенсийцам арагонским королём Хайме I, освободившим Валенсию от мавританских захватчиков в 1238 году. Но войскам будущего испанского короля Филиппа V был нипочём суверенитет валенсийской земли, поэтому он решил пройти по ней огнём и мечом, в самом прямом смысле этого слова.
Приказом Филиппа V, в котором упоминалось вероломное сопротивление горожан войскам короля, а также их неповиновение, было постановлено стереть Шативу с лица земли, сравнять с землёй и сделать всё возможное, чтобы город исчез для будущих поколений. И монарх выполнил своё слово – жители Шативы были жестоко наказаны, а их прекрасный средневековый город сожжён дотла, после чего они получили шутливое прозвище «погорельцы» (socarrats), которое применяется к ним до сих пор.
Итак, 19 июня 1707 года, в чёрный день для всех жителей Шативы, приказ был приведён в исполнение: город был сожжён дотла, а окружающие его поля – засыпаны солью, чтобы ни один росток не мог пробиться на свет, что автоматически привело бы к голоду и обнищанию выжившего населения Шативы. Но и этого показалось мало: монарх приказал сменить название города, чтобы стереть дальнейшие упоминания о нём, переименовав его в «Новую колонию Святого Филиппа» (Colonia Nueva de San Phelipe).
После пережитой катастрофы, число жителей Шативы сократилось с 12 000 человек до всего 400, а на его возвращение к предыдущему демографическому показателю ушло более 80 лет. А его прежнее название было возвращено ещё позже, в 1812 году Кадисскими кортесами - учредительным собранием во время Испанской революции 1808-1814 годов.
А ещё полтора века спустя, в 1940 году город смог отомстить своему обидчику и сделать это в достаточно уничижительной манере: тогдашний директор Музея изящных искусств Шативы распорядился перевернуть вверх тормашками висевший в зале портрет Филиппа V, выполненный одним из заурядных местных художников, Хосепом Аморосом (Josep Amorós), в 1719 году по распоряжению самого монарха. По легенде, портрет будет выставляться в музее в таком виде, пока действующий король Испании трижды не попросит прощения у города перед картиной за действия своего предшественника.
Ещё полвека спустя, в 1995 году, мэр Шативы, Альфонсо Рус (Alfonso Rus) в шутку предложил тогда ещё принцу Филиппу нанести визит в город, чтобы прилюдно попросить прощения за действия своего тёзки и таким образом вернуть картину в её первоначальное положение. Однако горожане негативно отнеслись к данной идее, дав понять, что Филиппу V уже нет прощения, и ничто не изменит их отношения, поэтому портрету первого представителя династии Бурбонов на испанском троне всю жизнь провисеть «наказанным» - вверх ногами.
Copyright © Авторская статья валенсийского информационно-туристического агентства ILOVEVALENCIA.RU