По слухам обитатели валенсийского местечка Айело де Мальферит утверждают, что изначально самый продаваемый в мире напиток – кока-кола – был изобретён именно в их городе, а его секретная формула, ингредиенты которой держатся производителями в тайне на протяжении многих десятилетий, была разработана на находящемся здесь же ликёрном заводе, переживающем ныне не лучшие времена.
Хуан Мико, 74-летний пенсионер, проживающий в Айело де Мальферит (Aielo de Malferit) и являющийся номинальным владельцем фабрики, где, по его словам, и был изобретён легендарный напиток, с радостью показывает свои владения. «Для изготовления нашего напитка мы берём измельчённые семена коки и смешиваем их с настоянными на спирте травами. А что происходит потом – это уже большой секрет», - делится таинством производства своего ликёра сеньор Мико, седовласый старичок в больших очках. По его словам, в основу всемирно известной кока-колы лёг рецепт изготовления именно его ликёра, носящего название «Орех Кола-коки» («Nuez de Kola Coca») и имеющего приторно-сладкий вкус. «Поэтому его лучше разбавлять водой» - советует Хуан. - «Кстати, женщины предпочитают смешивать его с молоком», - добавляет он. Первоначальный рецепт «Nuez de Kola Coca» был разработан 120 лет назад, а его авторами были основатели завода, которым ныне заведует Мико. Но по сей день люди из разных стран земного шара приезжают сюда, чтобы попробовать знаменитый ликёр, а также посетить родину знаменитого испанского исполнителя Нино Браво (Nino Bravo), где также расположился его музей.
История ликёрного завода в Айело ( Fábrica de licores “J.J. Mompó” или La “Botellería”) восходит к далёкому 1880 году, когда трое молодых предпринимателей, Баутиста Апариси, Рикардо Санс и Энрике Ортис, решили открыть своё дело. Завод достаточно быстро начал приносить прибыль, благодаря не только высокому качеству выпускаемой продукции, но и привлекающим внимание креативным названиям изготовляемых здесь ликёров, среди которых были «Совершенная любовь» («Perfecto Amor»), «Слёзы налогоплательщика» («Lágrimas de Contribuyente»), «Дамская радость» («Placer de Damas»). Апариси в качестве ответственного за продажи и реализацию готового товара стал частым посетителем всевозможных промышленных выставок в Риме, Париже, Лондоне и даже Чикаго. А в 1885 году он окончательно переехал в Филадельфию, увезя с собой за океан несколько образцов нового напитка под названием «Кока-Кола» («Coca Kola»), изготовленного на основе кофеина и смеси листьев африканской и перуанской коки. Именно этот напиток вскоре получил премию в области промышленных инноваций. Незадолго до смерти Апариси отдал несколько образцов своего напитка неким американским коммерсантам, имена которых и по сей день остаются не известными, а всего год спустя – какое совпадение! – американский аптекарь Джон Пембертон изобретает напиток, прославивший его в веках.
Однако Хуан Мико не согласен с официальной версией изобретения кока-колы и продолжает настаивать, что идея этого напитка родилась именно в валенсийском Айело де Мальферит. «В те времена скопировать формулу было проще простого, ведь никаких патентов тогда ещё не существовало, даже с учётом огромной популярности напитка» - рассказывает с грустью Мико. Его предшественникам удалось запатентовать «Nuez de Kola Coca» лишь в 1903 году, когда кока-кола уже стала символом Америки. Но полвека спустя представителям двух компаний всё же суждено было встретиться. Это произошло тогда, когда Coca Cola решила покорить испанский рынок. Стало понятно, что невозможно и дальше игнорировать небольшой завод в валенсийском городке Айело де Мальферит, поэтому во время своего визита в Испанию в 1953 году представители The Coca-Cola Company выкупили права на изготовление напитка у тогдашнего владельца фабрики – Хуакина Хуана Санчиса. По официальной версии фабрика получила около 30 000 тогдашних песет, но подтверждений этого факта нет, так как вся документация по этой сделке была утеряна. Но эта цифра – лишь жалкая часть той прибыли, которую могла бы получить фабрика, не попади изобретённая здесь формула в руки американцев. И с тех пор «Nuez de Kola Coca» выпускается только в виде ликёра, то есть, на основе алкоголя. «Этот ликёрный завод для меня, по сути, - лишь увлечение, прихоть», - продолжает Хуан Мико. – «Мы хотим продолжать традиции наших предков, чтобы они не канули в Лету, но уже не можем позволить себе вкладывать в него такие суммы денег, как раньше». И хотя концерн Coca Cola продолжает увеличивать свои прибыли от продажи одноимённого напитка, дни ликёра «Nuez de Kola Coca» уже сочтены. Мико надеяться протянуть ещё 5-6 лет у руля этого небольшого заводика в валенсийской глубинке, а потом передать бразды правления своему сыну Хосе Хуану. «И скорее всего, после этого в истории завода будет поставлена точка. Раз и навсегда», - со смирением в голосе оканчивает свой рассказ Хуан Мико. Тем временем, в 2016 году Coca Cola отметила свой 130 юбилей в качестве самой известной мировой марки газированных безалкогольных напитков.
Печать картыCopyright © Авторская статья валенсийского информационно-туристического агентства ILOVEVALENCIA.RU