Рикардо Тормо Блайя (исп. Ricardo Tormo Blaya) - валенсийский мотогонщик, выступавший в чемпионате MotoGP, дважды удостоившийся титула Чемпиона мира и трижды - Чемпиона Испании.
Рикардо Тормо родился 7 сентября 1952 года в местечке Айякор (Ayacor), в провинции Валенсия. С малых лет он испытывал тягу к мотоциклам, и, благодаря своему упорству и стараниям, будучи несовершеннолетним, в 1971 году, добился участия в мотоциклетных соревнованиях, прошедших в городе Кульера (Cullera) в провинции Валенсия. Сразу после этого выступления, которое сложно назвать удачным, Рикардо был вынужден на год забыть о гонках из-за резкого негативного отношения отца к идее сына участвовать в таких рискованных состязаниях.
Несмотря на годовой перерыв, в 1972 году Рикардо возвращается на трассу и участвует в отборочном заезде с категории «75 Junior». В итоге, во время гонок, прошедших в местечке Гуадасуар (Guadassuar), Валенсия, Тормос показывает самый лучший результат, став победителем.
Год спустя, в 1973, амбициозный юноша участвует в Мировом чемпионате по мотогонкам, проходившем на трассе Харама (Jarama) в Мадриде, где ему удаётся войти в десятку лучших мотоциклистов, в то время как на национальном уровне ему повезло намного больше – он показал четвёртый результат. А на следующий год Рикардо Тормос входит в тройку лучших мотоциклистов Испании, получив бронзу в соревнованиях на асфальте в категории 50 кубических сантиметров.
Далее в круг интересов Рикардо попадает исключительно Чемпионат мира. В 1977 году он достигает желанного титула официального пилота «Bultaco», что наряду с мотогонщиков Анхелем Ньето (Ángel Nieto) даёт ему возможность выступать на Чемпионате мира от этой команды. В итоге во время последнего розыгрыша Гран-При Тормо добился желаемой победы, несмотря на проливной дождь, который обрушился на шведский город Андерстоп (Anderstop), где проходили соревнования. Зрители и критики оценили уникальную маневренность Тормо и его умение управлять мотоциклом даже в таких экстремальных условиях.
Следующий год стад для Рикардо Тормо поистине триумфальным: он становится Чемпионом мира по мотогонкам в категории 50 кубических сантиметров, одержав победу в 5 из 7 заездов чемпионата. Второй титул Чемпиона мира Рикардо Тормо завоевал в 1981 году, также показав выдающиеся результаты.
Последующие годы, несмотря на отличную форму мотогонщика, не принесли Тормо больших побед и громких титулов. Поэтому в 1984 году, чтобы восстановить былой статус-кво, Рикардо решает заявится на премию «Continental Circus» в новой для себя категории – 80 кубических сантиметров, тем более, что тот чемпионат проводился в Испании, на уже знакомой ему трассе Харама в Мадриде. Однако этому не суждено было случиться. Во время тренировочных заездов на полигоне под Барселоной Тормо попал в аварию с участием другого мотоциклиста, в результате которой он получил очень серьёзную травму правой ноги и вынужден был покинуть большой спорт.
Несмотря на травму и последующие многочисленные операции, Рикардо Тормо не покидал мир автогонок. На протяжении 14 лет после аварии, вплоть до своей смерти в 1998 году, он помогал молодым мотоциклистам, выступая в роли тренера и старшего наставника. Помимо этого, он занимался общественной деятельностью, в частности, участвовал в кампаниях, выступающих за безопасную езду и пр.
В 1994 году в соавторстве с журналистом Пако Десампарадос (Paco Desamparados) Тормо выпустил автобиографическую книгу под названием «Я, Рикардо. Жизнь во имя и для мотоцикла» ("Yo Ricardo. Una vida por y para la moto"). Четырьмя годами позже у Рикардо Тормо диагностировали раковое заболевание, от которого он скончался 27 декабря 1998 года.
Валенсийцы свято чтут память о своём чемпионе. Так, вскоре после смерти, в 1999 году его именем была названа гоночная трасса в городе Честе (Cheste), в пригороде Валенсии, где проводятся многочисленные соревнования по авто- и мотогонкам в различных классах. Помимо этого, мототрасса в Честе используется для тестов в Формуле-1, что возможно, благодаря благоприятному климату Валенсии и умеренным зимним температурам.