Происхождение и история шумового салюта масклета в Валенсии

Праздники

Громкий и взрывной во всех смыслах салют «масклета» - это число валенсийское явление, равных которому нет ни в одной другой точке планеты..

Если мы попытаемся объяснить, что же такое шумовой салют «масклета», который происходит в Валенсии в честь больших праздников, а особенно – Лас Фальяс (Las Fallas), то описать это словами будет достаточно сложно. Это невероятная смесь запаха пороха, ритмичных взрывов, от которых, кажется, сейчас лопнут барабанные перепонки, разноцветия огней и непередаваемых эмоций, финалом которых становятся громогласные аплодисменты в конце каждого салюта «масклета» в Валенсии.

Поэтому это чисто валенсийское явление, которое можно наблюдать по большим праздникам на главной площади города (la plaza del Ayuntamiento) – это симбиоз традиции и многовековой культуры, свойственных этому удивительному региону Испании, где так любят огонь, взрывы петард и салюты. Именно поэтому масклета является неотъемлемой частью валенсийского характера и праздничной культуры в целом.

Самые яркие и продолжительные салюты «масклета» в Валенсии можно наблюдать в течение трёх недель, что длится весенний карнавал огня Лас Фальяс (Las Fallas). Поэтому, если вам посчастливится быть в Валенсии с 1 по 19 марта, то вам просто обязательно нужно оказаться к 14 часам на площади мэрии (la plaza del Ayuntamiento), чтобы собственными глазами увидеть этот уникальный пиротехнический спектакль, длящийся всего 5-6 минут, но доставляющий невероятное удовольствие. А чтобы ваша первая встреча с таким валенсийским явлением как масклета прошла минимально безопасно, мы разработали для вас ряд рекомендаций, которые помогут пережить шумовой салют без вреда для здоровья.

Однако, описывая само явление шумового салюта «масклета» и эмоции, которые он вызывает, мало кто сможет с точностью рассказать, откуда же пошло эта традиция – взрывать петарды при большом скоплении людей. И только старожилы из тех, кто посвятил свою жизнь пиротехническому искусству, смогут объяснить и происхождение термина, и правила масклеты, и даже старую традицию, когда люди были не просто безучастными зрителями салюта, но и часть самого действа. Но обо всём по порядку.

Происхождение и история шумового салюта масклета в Валенсии

Само слово «масклета» (mascletà) происходит от валенсийского названия петарды – «masclet», тысячи которых взрываются за короткие минуты, что длится действо. Самое важное правило – само название не имеет множественного числа («mascletás» или «mascletada/as»), так как в понимании валенсийцев, природные стихии, такие как вода или воздух не могут быть употреблены во множественном числе, ибо они имеют божественное происхождение, а бог, как известно, один.

Когда же начали организовывать шумовые салюты? Историки Валенсии сходятся во мнении, что масклета, в том виде, как она происходит в настоящее время, берёт своё начало в 40-х годах прошлого столетия, то есть, во времена правления Франсиско Франко, в послевоенные годы, сразу после окончания Гражданской войны. До этого, примерно до 1944 года, в Валенсии не устраивали масклету, а ограничивались длинным фитилём с прикреплёнными на него петардами (traca), который соединял несколько крупных улиц в центре города. Такая забава была особо популярна в период празднования Лас Фальяс, с 13 по 19 марта, когда примерно в полдень на улице собиралась огромная толпа зевак, чтобы посмотреть и даже принять участие в шумной забаве и призвать весну.

Только в следующем, 1945 году, в Валенсии состоялась первая масклета в том виде, к которому привыкли мы – в виде дневного шумового салюта, посмотреть на который могло уже большее число горожан. Та историческая масклета, прошедшая 11 марта 1945 года в 13.00 была организована и проведена пиротехником из Монкады (Moncada), Антонио Кабальером (Antonio Caballer). Это имя известно каждому уважающему себя валенсийцу, ведь его носит самая известная в городе и всем мире пиротехническая компания, главы которой являются продолжателями славной династии Кабальер.

Главная идея той самой первой в истории Валенсии массовой масклеты – сделать народную традицию, широко известную и популярную в пригородах (городах Годелья (Godella) и Бурхасот (Burjassot)), поистине достоянием всех валенсийцев. И лучший способ сделать это – перенести народную забаву на главную площадь города, где салютом сможет наслаждаться любой желающий.

Происхождение и история шумового салюта масклета в Валенсии

Важным отличием первых салютов «масклета» от нынешних было то, что зрители не оставались безучастными: многие мужчины отваживались пробегать под фитилями с оглушительно разрывающимися петардами, будто подгоняя огонь, соревнуясь с ним в скорости. Этот момент остался в истории праздника под названием «traca correguda» или «corre traca», став частью самого салюта, но не являясь им в полной мере.

То, что сейчас нам может показаться ребячеством или безрассудством, в середине прошлого века было простой забавой, чтобы понять которую, нужно перенестись во времени на несколько веков назад, в начало XVIII века, когда, как рассказывают валенсийцы, и зародился этот обычай, совместивший в себе запах пороха, грохот взрывов и настоящее валенсийское чувство бесстрашия.

Итак, валенсийская трака, т.е. фитиль с привязанными к нему петардами, ведёт свою историю с начала XVIII века. Именно тогда в Королевстве шла война за Независимость, в которой Валенсия понесла поражение, явившееся последствием проигрыша в сражении при Альмансе (Almansa). Поэтому в 1714 году, в качестве наказания непокорным валенсийцам и во избежание дальнейших военных конфликтов, представители победившей тогда королевской династии Бурбонов, правящих Испанией по сей день, приказали закрыть оружейный завод на территории Валенсии, а все неиспользованные пушки продать местным кузнецам для переплавки и использования в мирных целях.

В частности, наибольшее число орудий достались кузнецам из близлежащих к Валенсии деревень и местечек – Годелья (Godella), Бетера (Bétera), Патерна (Paterna) и Бурхасот (Burjassot), где порох играет большую роль в традиционных праздниках горожан, а любовь к пиротехнике и взрывам является чуть ли не главной чертой характера каждого местного жителя. В этих (тогда ещё) деревеньках все от мала до велика знали, что такое трака и испытывали невероятную страсть ко всему взрывоопасному.

Итак, когда кузнецы приобрели уже отлитые, но не использовавшиеся на войне пушки, а также старинные пушечные орудия, располагавшиеся в стене, некогда окружавшей Валенсию, они решили не пускать их на переплавку, а сохранить в качестве исторических артефактов, благодаря чему, многие из тех орудий до сих пор можно встретить в музеях Валенсии. В дальнейшем пушки были переданы во владения так называемых «тракерос», т.е. тех, кто занимался пиротехническими эффектами на многочисленных празднествах тех времён, и те дали им весьма забавные прозвища, чтобы ничто не напоминало о войне. Отныне некогда смертоносные орудия звались «кантельерас», от испанского глагола «cantar», т.е. «петь», так как в их выстрелах тракерос слышали песню!

Эти пушки чаще всего «пели» во время местных праздников, и единственными людьми, которые имели доступ к орудиям, были те самые тракерос, так как только они умели обращаться с ними так, чтобы оружие стало развлечением, к тому же, только они умели придавать раскатам пушечных взрывов определённый ритм и даже гармонию, поэтому в их руках залпы звучали как пиротехническая симфония.

Однако некоторые процессии были достаточно долгими по времени, поэтому пушки приходилось перезаряжать несколько раз, и это стало называться «стрелять тракой», при этом, в зависимости от того, после какой части религиозной процессии происходил залп, он получал то или иное название. Если заряд происходил во время молитвы «Боже, сохрани», это «мужчина» (Mascle – на языке валенсийского народа), и залп производился мужчинами; если же перезаряжать пришлось на молитве «Аллилуйя», то это было женский залп (Femella), и его выполняли женщины. Таким образом, существовали «Canterella Femella» - женский залп и «Canterella Mascle», или «disparà Mascle», или «Mascletà» - мужской залп в зависимости от того, кто его производил. Собственно, от этого и пошло само название валенсийской забавы – «масклета».

Происхождение и история шумового салюта масклета в Валенсии

Как видно, мир валенсийской пиротехники включает в себя десятки наименований, различающих множество видов залпов, несмотря на то, что все они технически осуществлялись совершенно одинаково, одним и тем же зарядом, чаще всего после торжественных религиозных служб, во время местечковых праздников в большинстве валенсийских деревень и местечек, на входе в церковь или часовен. Как правило пушки устанавливались на твердой основе, а по земле расстилались фитили. В большинстве случаев, если пространство этого не позволяло, начало фитиля располагалось непосредственно у церковного алтаря, проходя по проходу, где находились прихожане.

Очень часто с помощью пушек оповещали население о начале тожественного богослужения, которое проходило в 7 часов вечера. Такой залп назывался «Toc Deu», т.е. «Божье время». Одновременно появляются различные формы поджога самого фитиля, траки: «en Parva» - когда снаряды зажигались вручную, один за одним, при том последующий поджигался только тогда, когда произойдёт взрыв предыдущего. Или «Trams de Tro», когда к середине фитиля привязывали ещё несколько фитилей, и, как только главный фитиль, называвшийся «матерью», догорал до середины, он давал огня остальным, которые взрывались с удвоенной или утроенный силой, в зависимости от числа дополнительных фитилей. Такой разряд назывался «Trams de Trons», т.е. раскаты грома.

Согласно историческим источникам, самыми популярными видами залпов в XIX веке были именно «en Parva» и «Abalconats», когда фитиль свешивался с балкона здания, выходящего на площадь, где собирался народ. Однако стоит заметить, что такие «деревенские» забавы были совершенно неизвестны в столице провинции, городе Валенсия, вплоть до конца XIX века, когда потихоньку стали появляться первые робкие раскаты пиротехнического грома – залпы «Trams de Trons». Сначала они происходили на берегу тогда ещё полноводной реки Турия, а постепенно перекочевали и на улицы самого города, сразу после того, как он лишился своей крепостной стены.

К тому времени, после «переселения» масклеты в столицу, появляется новый тип залпа, более зрелищный – «Tro Albat», при котором после взрыва петарды валил густой белый дым, который только раззадоривал присутствующих, поэтому число любителей бегать наперегонки со взрывающимся снарядами только увеличилось – ведь в дыму это делать намного веселей, сталкиваясь с другими участниками забега. Возможно, человеку, родившемуся за пределами Валенсии и Испании, немного сложно понять этот обычай, но такой способ «щекотать себе нервы» наряду с гонками с быками, - важная черта испанского и валенсийского характера: так, подвергая свою жизнь опасности, они чувствуют себя более живыми, начинают больше ценить сам жизнь, каждую её минуту.

На современном этапе сложно представить отважных людей, бегущих под взрывающимися снарядами, сейчас масклета – это зрелище более статичное, однако, в немногочисленных валенсийских деревушках всё ещё жив такой обычай, и во многих из них до сих пор практикуют «Trams de Trons». Более, того, в 2016 году, во время празднования Лас Фальяс на главной площади Валенсии также была воспроизведена историческая «масклета» в стиле «Trams de Trons». Несмотря на то, что поджог фитиля не производился от церковного алтаря, а никто из присутствующих не отважился пробежать под зажжённым фитилём с петардами, зрители оценили замысел организаторов, которые отдали дань истории этой валенсийской забавы.

Помимо различных наименований самих разновидностей салюта масклета, которые упоминались ранее, трака также меняла своё название на протяжении своей истории. Так, в период своего появления, примерно с 1714 по 1814 год она называлась непосредственно «трака» (Traca), а уже после Наполеоновских войн, с 1814 по 1907-14 года, под влиянием Региональной выставки, которая прошла в Валенсии в 1909 году, она сменила название на Коуэтера (Couetera), и уже на заключительном этапе, с 1914 года и по настоящее время она обрела имя Пиротекния (Pirotecnia). Из этого мы можем сделать вывод, что родоначальником валенсийской масклеты, сам того не ведая, явился король Фелипе V (Felipe V) из династии Бурбонов, правящей в Испании по сей день, который своим решением расформировать бывшую фабрику орудий дал начало многовековой традиции, которая делает валенсийский регион особенным и уникальным во всём мире!

В подтверждение всего написанного выше можно сослаться на многие почтовые открытки, фотографии тех времён, а также произведения искусства, на которых изображена валенсийская масклета в разные периоды её развития. Самым известным «пиротехническим» произведением, пожалуй, является картина художника Сальвадора Константино Гомеса (Salvador Constantino Gómez) «Взрыв траки в Бурхасоте» (Disparà de la traca en Burchasot), которую тот написал в конце XIX века. Сейчас эту картину можно видеть в валенсийском Музее керамики имени Гонсалеса Марти (Museo de Cerámica González Martí), известном также как Дворец маркиза Дос Агуас.

Происхождение и история шумового салюта масклета в Валенсии

Вторым произведением, также посвящённым традиционной валенсийской забаве – масклете, является картина художника Игнасио Пинасо (Ignacio Pinazo), которая так и называется – «Mascletà». В настоящее время она выставляется в Институте современного искусства Валенсии (IVAM).

Происхождение и история шумового салюта масклета в Валенсии

Также сам процесс запуска салюта окружён различными ритуалами, которые должен знать и выполнять каждый пиротехник. Один из них, самый старинный, называется «Речимента» (Rechimentà) – это самое сакральное действие, сам процесс подготовки огня для поджога, ведь по традиции, этот огонь должен быть взят из священного места, самого важного в церкви, как символ благодатного огня, который сходит на землю от божества, которое традиционно располагалось в центре главного алтаря храма в окружении лампадок.

Ещё одна традиции, связанная с масклетой, называется «avís», т.е. «оповещение», которое представляет собой 3 выстрела, за 15, 10 и 5 минут до начала главного зрелища. Эта традиция также уходит корнями в историю масклеты и является отражением трёх выстрелов под названием «Tro Toc», которые оповещали людей о скором начале залпов. И ещё три залпа, но уже друг за другом всегда звучат в конце масклеты, давая ей логическое завершение, будто бы закрывая представление и опуская занавес из дыма.

Раньше зрители выражали больше терпения, поэтому крики и свисты, которые сегодня можно услышать в толпе в качестве выражения возмущения задержкой зрелища, не являются частью традиции. Считалось, что подгонять пиротехника и возмущаться его непунктуальностью – это проявление дурного воспитания и неуважения, однако это слегка нивелировалось в наше время.

Также не является частью традиции и знаменитая фраза на валенсийском языке «Senyor pirotècnic, pot començar la Mascletà» (Сеньор пиротехник, можете начинать масклету!), которую произносит главная фальера (Fallera Mayor de Valencia), давая начало салюту. Эта фраза стала частью протокола праздника Лас Фальяс лишь недавно, несколько десятилетий назад. Ранее существовала традиция «permís al Vell» («разрешение старшего»), когда более молодой пиротехник спрашивал разрешения на поджог фитиля у пожилого, уже вышедшего на пенсию мастера. И только после того, как старейшина давал разрешение, пиротехник приступал к своей работе. Были зафиксированы случаи на протяжении всей истории масклеты, когда старейшина не давал разрешения, если считал, что молодой специалист ещё не годится в силу малого опыта для такого рода работы. И тогда масклету просто отменяли!

Поэтому в следующий раз, когда вам посчастливится наблюдать воочию шумовой салют масклета в Валенсии, вы сможете приблизиться к месту её проведения, чтобы посмотреть, выполняют ли пиротехники все предписанные протоколом правила, откуда берётся «священный огонь» и как происходит поджог главного фитиля. И самое важное – находясь на площади, не забывайте самые важные правила поведения, чтобы ничто не могло омрачить вам наслаждение от уникального зрелища – валенсийского салюта масклета!

Copyright © Авторская статья валенсийского информационно-туристического агентства ILOVEVALENCIA.RU

Рестораны Quique Dacosta в Валенсии, Испания
Школа испанского языка Españole  в городе Валенсия, Испания
Ресторан Panorama с шикарным видом на море, Валенсия
Oceanografic - океанографический парк в городе Валенсия, Испания. Является частью комплекса Город искусств и наук
Школа Валенсийской паэльи и других блюд из риса в городе Валенсия в Испании
Cooltra - прокат скутеров в городе Валенсия
Дискотека Mya - Umbracle в Валенсии